ДЛЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАН
НА ТЕРРИТОРИИ ПОСЁЛКА КЕДРОВЫЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ «ГОСУУСЛУГИ ДОМ»
1. Год назад в нашем регионе появилось новое мобильное приложение «Госуслуги Дом». Можно ли подвести промежуточный итог? Как приняли новый сервис жители региона?
В нашем регионе приложение скачали уже более 174 тысяч человек, всего россияне сделали более 6 млн установок. Мы регулярно отслеживаем активность наших пользователей, так, в Красноярском крае за время работы сервиса подано 99336 заявок в управляющие организации, более 269886 раз переданы показания счетчиков и совершено более 269106 оплат ЖКУ.
Напомним, что «Госуслуги Дом» — это сервис для собственников недвижимости в многоквартирных домах, который позволяет решить все вопросы ЖКХ в одном окне. Основой для работы приложения является ГИС ЖКХ — система, в которой уже несколько лет аккумулируются данные об основных процессах, происходящих в ЖКХ. Приложение запущено «Оператором информационной системы» (АО) при поддержке Минстроя и Минцифры России. Его можно скачать во всех популярных магазинах приложений: RuStore, AppStore, Google Play и AppGallery.
2. Какие функции приложения, помимо передачи показаний и оплаты ЖКУ, упрощают управление домом для собственников?
Основная задача приложения — быть единым окном для граждан, которые хотят управлять своим домом быстро и легко. Особенным его делает возможность использовать коллективные механики — функции, которые позволяют решать проблемы дома вместе с соседями. Впервые, пользуясь только одним сервисом, житель многоквартирного дома может попросить управляющую организацию исправить проблему в подъезде (самостоятельно или коллективно с соседями), обсудить вопрос с соседями в домовом чате и проголосовать на общем собрании собственников. Благодаря всем этим возможностям проблемы граждан более эффективно решаются внутри отрасли и помогают улучшить социальное самочувствие потребителей.
3. Что значит обратиться в управляющую организацию коллективно с соседями? Это новая функция? Востребована ли она среди граждан?
Да, эта функция появилась в сентябре, называется коллективная заявка. Она дает возможность сформировать запрос или предложение для управляющей организации и получить поддержку соседей, сделав только несколько нажатий в смартфоне. После того, как хотя бы один сосед поддержит такую заявку, её можно направлять в управляющую организацию. Только за три недели сентября в России создано 43 тысячи коллективных заявок, 1309 в нашем регионе.
4. Для обсуждения совместных инициатив собственникам квартир нужны чаты. Насколько популярна эта функциональность в нашем регионе?
В «Госуслуги Дом» у каждого многоквартирного дома есть свой общедомовой чат на платформе VK Мессенджер. Попасть в него могут исключительно подтвержденные собственники квартир, перейдя по баннеру в мобильном приложении, то есть туда не смогут попасть торговые агенты и другие досаждающие личности. Присоединяясь к чату, пользователь проходит бесшовную авторизацию или регистрацию в VK и в дальнейшем может заходить в чат напрямую из приложения VK. Домовые чаты позволяют жителям познакомиться с соседями, найти единомышленников, обсудить и решить проблемы, касающиеся их дома. В чате удобно обсуждать коллективные заявки или решения перед организацией общедомового собрания собственников. В отличие от чатов, инициированных жильцами, официальный чат защищен от удаления или исключения отдельных соседей.
5. Насколько нам известно, для многих вопросов нельзя просто обсудить инициативу и отправить ее в управляющую компанию. В большинстве случаев необходимо проведение общего собрания. В каких вопросах нужно проводить ОСС и какая инфраструктура есть для этого в приложении?
Во всех регионах сегодня стоит задача повышать число собраний, которые проводятся в электронном виде. Задача эта связана с необходимостью сделать процесс общих собраний собственников более прозрачным и легитимным. Для сдачи в аренду общедомового имущества, установки видеонаблюдения или умного домофона, для определения способа формирования фонда капитального ремонта и других вопросов дома обязательно проводить общее собрание собственников. Совместное принятие решений, подкрепленное легитимными протоколами, помогает официально продвигать предложения собственников.
В ГИС ЖКХ сегодня управляющая компания или физическое лицо — администратор может запустить ежегодное собрание в электронном виде. В таком случае жители дома смогут проголосовать в «Госуслуги Дом». Это позволяет принимать решения по дому, независимо от времени суток или местоположения собственников. Когда начинается голосование, на главной странице появляется баннер. Перейдя по нему, пользователь может ознакомиться с информацией о собрании (кто инициатор и до какого срока можно голосовать), изучить повестку голосования и дополнительные материалы, которые помогут принять решение. Пока собрание открыто, пользователь может голосовать в любое удобное время. По каждому вопросу есть три варианта ответа: «За», «Против» и «Воздержался». После завершения голосования автоматически формируется протокол в ГИС ЖКХ. Важно, что данные о пользователях в таких случаях уже есть в системе и администратору не нужно добывать эту информацию у каждого собственника.
6. Будет ли развиваться раздел собраний? Какие преобразования анонсируют разработчики?
Весной этого года Оператором информационной системы совместно с Минстроем и Минцифры России был проведен масштабный проект День собственника. В его рамках проводились массовые обучения представителей управляюших организаций по проведению собраний в системе. Было проведено 17,6 тысяч собраний по всей России. По результатам проекта были выявлены основные точки роста для системы в ГИС ЖКХ и Госуслуги Дом. В 2025 году Оператором будут проводиться доработки, чтобы сделать функционал собраний ещё более простым и удобным.
7. Какие еще функции в ближайшем будущем появятся у приложения?
До конца года в планах разработчиков добавить возможность использования «Госуслуги Дом» владельцами индивидуальных жилых домов. Также прорабатывается возможность запуска режима несобственника. Таким образом, контролируемый доступ к функционалу приложения можно будет предоставить нанимателям жилья, возможным станет и решение вопросов ЖКХ за близких родственников.